Открываем Россию заново

Дневник



20 апреля, 3:21

До старта Волока осталось лишь несколько часов, все идет по плану, участники собрались в Малых Карелах под Архангельском. За окном около 5 градусов мороза, снега уже не много, хотя местами и до полуметра. Северная Двина еще не вскрылась, и зима еще вполне очевидна. Север встретил нас сегодня фантастическим закатом, продолжавшимся пару часов, это Вам не Африка, где светило падает за горизонт как камень! Красота неописуемая.

От Москвы до Малых Карел мы прошли 1340 км, выехали в 6-00 утра, приехали около 23-00 вечера. Трасса М-8 после Вельска ужасна, на нашей Mazda BT-50 очевидно здали амортизаторы после такого испытания. Также были собраны все без исключения протоколы от продавцов полосатых палочек, коих здесь предостаточно. Но все это суета-сует, ведь до старта Волока осталось несколько часов...

 

21 апреля, 17:13

Экспедиция успешно стартовала с нулевого километра города Архангельск, мыса Пур-Наволок. Злобные сотрудники милиции и развеселый местный псих с ангельскими крыльями за спиной пожелали нам счастливого пути, и колонна из 7 машин участников двух организаторов отправилась на море, Черное море.

Приключения не заставили себя долго ждать. В легенде была обозначена внедорожная точка, доступность которая ставилась под вопрос, село Ненокса, окруженное военскими частями, однако имеющее на своей территории очень яркий храмовый комплекс, восставнавливаемый на сегодняшний день рестовраторами Малых Карел. Туда идет "подпольный" зимник, который уже заметно подтаял. В итоге, 6 машин участников в прямом смысле слова Волочились с десяток километров по лесным вскрывающимся топям... Им же на встречу ЗИЛ 131 волочил обыкновенный автобус на жесткой сцепке, последний рейс как говорится. Разъезжаться пришлось прямо посреди болот. Финишировало к полуночи всего две машины, не достигшие цели. Все остальные успешно долбрались до Неноксы, и первая группа из 4 машин прибыла в лагерь в селе Уна во втором часу ночи. Дуэт УАЗа и Патруля бились на этом участке до утра, и выбрались на грейдер к полудню.

Конечно, такой подвиг был изначально не в планах организаторов, о чем мы и предупреждали участников перед стартом, однако жажда приключения взяла верх над разумом, и народ хлебнул ложку успокоительного адреналина. Надеемся, теперь экспедиция войдет в обычный, нормальный ритм.

Ночное приключение очень сильно сплотило и перезнакомило экипажи, и теперь организаторы им практически не нужны:)

Сегодня, на второй день пробега, по плану экспедиция проходит через Онегу до пригородов Плесецка, где и будет разбит лагерь. Информации пока о происходящем нет, ибо наш "оргмобиль" Mazda BT-50 только возвращается с поисков последней пропавшей пары на спецучастке Ненокса, УАЗ и Патруль движутся где-то позади.

А теперь о погоде. Ночью хорошенько морозит, днем светит солнышко и пригревает. Грейдеры уже почти везде протаяли до земли, от чего машины все прекрасно чумазые. По грунтовкам прошла большая часть маршрута, скорость движения от 20 до 120 км/ч от степени укатанности.

 

22 апреля, 1:55

Уже глубокая ночь, чтобы написать эти строки мы отмахали почти сотню километров до Плесецка и сейчас понесемся обратно, в лагерь на берегу Онеги вблиз села Турчасово.

Еще утром, проезжая низовья Онеги, мы отмечали что она еще не вскрылась от льда. К нашему приезду в Турчасово, здесь уже шел ледоход, сегодня река освободилась от своего панцыря. Тяжелого бездорожья сегодня небыло, лишь тряские, выматывающие грейдеры. Утром мы стравили шины нашей организаторской Mazda с 2,3 атмосфер до 1,5, что дало великолепный результат, скорости и комфорт повысились значительно.

После вчерашних приключений под Неноксой, участники очень сильно сплотились, и движутся "пачками". Первая группа, это Nissan Pathfinder и Mitsubishi Pajero из Питера; один экипаж на Mitsubishi L200 из Калуги; один из Москвы на Nissan Navara. Вторая группа - это УАЗ Жени Константинова (журнал ORD) и Nissan Patrol Горшкова Александра. И только два экипажа сохраняют независимость, это семейный экипаж северодвинцев на УАЗе и не менее семейный, на Land Rover Discovery III, на борту которого пригрелся Андрей Фаробин (журнал Полный привод 4х4).

 

22 апреля, 15:21

Плесецк, колонна участников пошла дальше брать точки в сторону Каргополя. Настроение у людей в целом приподнято-боевое, все готовы к приключениям и движутся в надежде на то, что в селе Красное будет дествовать переправа на тот берег Онеги, на лесную "короткую" дорогу до Бережной Дубровы.

Многострадальный дуэт УАЗа и Патруля, выбивышийся из графика в первый день пути достиг лагеря Волока сегодня в 4 утра и... не смог найти в себе силы на ранний подъем для одновременного старта. В итоге им были оставлены легенда, вареные яйца и добрые пожелания, надеемся что сегодня они нас догонят уже полноценно, до полуночи. К счастью, этот "косяк" не влияет на общий ритм движения. По рассказам Александра, водителя Патруля, они честно брали навигационные точки по легенде, церкви фотографировали со штатива на чудовищные выдержки, ненайдя подкову на венце избы, сфотографировали силовую петлю на плите бетонной дороги, напоминающей по форме искомый предмет, а Никольские пороги они и вовсе исхитрились записать... на диктофон! Голь на выдумки хитра...

Сегодня ранним утром, когда наш оргмобиль возвращался в лагерь после ночного сеанса отсылки новостей, было ощущение что мы на пикап-сафари! Сперва на дороге мы "застукали" самку глухаря, которая в попытках уйти от погони летела над нашим капотом не меньше километра со скоростью 80 км/ч. Размах крыльев и обилие мяса в перьях поражали воображение, но вскоре мы поочередно заставили спасаться бегством двух рябых тетерок ростом со взрослого эрдельтерьера, а на десерт гоняли зайца с размахом ушей около полуметра. Хорошо хоть небыло копытных с размахом рогов в два метра...

Вчерашний ледоход оставил на берегах груды колотых льдин, которые живописно украсили и без того красивейшие берега. Проехать и не остановиться невозможно, зрелище уникальное, жаль сам момент трогания льда мы не застали...

Перед Плесецком была наверное последняя зона Большого Снега, глубина более метра, на уровне стекол внедорожника. При этом сам грейдер уже протаял до глины, и ехать достаточно скользко. А в это время в Воронежской области наверное давно цветут тюльпаны:)))

23 апреля, 14:35

В два часа ночи последние два экипажа достигли Лагеря под Каргополем, тем самым первый этап Волока "Раскольный Берег" можно считать завершенным. День выдался не очень сложным, и это позволило подтянуться отставашим участникам и войти в общий режим.

Сегодня запланирована дневка с радиальными выездами, благо вокруг Каргополя точек столько, что осматривать нужно не один день неделю, а цельную вечность. Также, сегодня нужно успеть привести в порядок машины, кто-то меняет и клеит колеса, пробитые накануне, у судейского УАЗа Виктора посрывало подушки двигателя. Также начались первые простуды и сказывается накопленная усталость. Так что сегодняшняя дневка очень уместна и полезна

Сегодня из состава Волока выбыли два экипажа, северодвинцы на УАЗе и питерцы на Pathfinder, заявившиеся только на Раскольный Берег. Также, сегодня в наши ряды вольется пополнение, но об этом лишь по факту:)

24 апреля, 22:10

Первый день "Руси Дремучей" после дневки в Каргополе начался не так гладко, как прошел предыдущий этап. Для начала, отдыхать вредно. Ваш покорный слуга и организатор всего и вся пал жертвой сквозняка и расклеился в дрова. Но помимо проблем со здоровичком, появились и технические неприятности. Так, Mitsubishi Pajero поменял рулевую тягу, у L200 лопнул листы рессоры, а их в наличии у дилеров нет, и стоит девайс 20 000 рублей. LR Discovery заскрепел подвеской и отправился из Белозерска прямиком к дилеру...

...Мало того, и план передвижения рухнул в одночасье после звонка на пантонную переправу в Липин Бор. В связи с ледоходом на Белом озере, переправу сняли на неопределенное время, в итоге слетело несколько любопытных точек и мыполучили лишний пробег по асфальту через Кириллов и Воскресенское. Так что не забалуешь...

...Гвоздем же программы, заставившим поволноваться оргов, т.е. нас, стала встреча с водителем лесовоза, заявившем, что по маршруту, куда ушла колонна, тонут даже Уралы... Дяденька так искренне жалел бедолаг и неверил в их спасение, что по-моему оформит подписку на журналы Полный привод 4х4, ORD и Автомобили только лишь за тем, чтобы прочесть объемный некролог...

...Участники Волока не лаптем щи хлебают, и тот самый "гиблый" участок Белозерск - Кадуй четыре машины уже практически прошли, и на сей момент подъезжают к лагерю. Бурные аплодисменты, как говорится!

25 апреля, 07:34

Последние экипажи подтянулись уже во втором часу ночи, в итоге, все в сборе, без потерь. Жене Константинову (УАЗ) и Александру Горшкову (Patrol) вчера на закате, на волнорозе в Белозерске, довелось воочею увидеть первые позывы начинающегося ледохода. Видимо под действием ветра, лед стал наползать на сушу, и им удалось это явление снять не только на фото но и на видео.

27 апреля, 10:26

После продолжительной задержки, отчитываемся как есть! Все живы и здоровы, караван идет по графику, без сбоев. 25 апреля на участке от г. Кадуй до п. Некрасовское мы навестили Кацкий стан, село Мартыново, где под шуточный спектакль наслаждались настоящей деревенской кухней. Затем, мышкинцы нам устроили настоящий подарок - дали потренироваться в заводке лендлизовского Willis "кривым стартером". Подобная культурная программа наложитлась на большой суточный пробег, составивший около 600 км. Потому, частенько отстающие УАЗ и Patrol заночевали вне лагеря, на ближних подступах - разобраться в видоизменении местности после весенней пахоты после дня пути оказалось непосильной задачей.

26 апреля к нам вновь присоеденился Land Rover Discovery, успешно поменявший заскрепевшую шаровую опору задней подвески в городе Ярославль всего за четыре часа, включая очередь на подъемник. Этот факт очень показателен, потому что на нашу организаторскую Mazda BT-50 достать амортизаторы так и не удалось, их нет ни у дилеров, ни в магазинах, ни в московском Кунцево.

Перегон от Некрасовского до Петушков ознаменовался неким изменением формата. Достаточно большие расстояния между спецучастками небыли прописаны навигационными точками, что заставило людей самостоятельно ориентироваться. Результат не заставил себя долго ждать - лидеры нашего хит-парада Navara-L200-Pajero перемесили все окрестные районы и области и чудом достигли лагеря в два часа ночи. Даже тандем УАЗ/Patrol на этот раз пришел раньше, всего лишь в первом часу ночи...

Половодье еще не спало, и если лесные дорожки заметно подсохли на фоне Вологодчины, то реки еще вполне полноводны. Так, запланированный нами брод, отделяющий участников от заветной Мещеры, оказался глубиной более метра, и объезд добавил на счетчики автомобилей еще под сотню километров. Однако, без приключений скучно, Toyota Land Cruiser 80 Сергея Калинина, будучи самой подготовленной в нашей стае, решила преодалеть водную преграду не смотря ни на что. Воды оказалось по дверные ручки, машина успешно добралась до противоположного берега, и... не смогла осилить выход из реки на илистый подъем. Лебедка же предательски отказалась затаскивать тяжелую ношу на крутой уступ, заклинив в натянутом положении... Резка троса и разворот, все чем кончилось форсирование реки Пекша.

Сегодня старт задерживается в связи с накопленной усталостью, на последний рывок до места дневки в районе Спас-Клепиков машины уйдут с двухчасовым опазданием... Не очень хорошая тенденция, но от физиологии не уйдешь, дневка просто необходима чтобы набраться сил.

Особенно хочется отметить экипаж стандартного до последнего болта UAZ Hunter Чернова Алексея и компании, впервые увидевших в своей жизни GPS-навигатор и приехавших всего на один этап. Вчера они обошли всех, и прибыли в Лагерь первыми. Так что это отлично иллюстрирует возможность участия неопытных в экспедиционном плане автомобилистов в подобных проектах.

27 апреля, 16:04

Начинается сбор участников в городе Спас-Клепики. До 20-00 вечера финиш этапа осуществляется в ресторане "Старый Хутор", затем флаг пробега и орги перекочуют на базу Ольгино, где и будут встречать припозднившихся джиперов.

Завтра, 28 апреля, мы ждем присоединяющихся к пробегу. Также, завтра в 12-00 у того же ресторана Старый Хутор планируется сбор всех желающих провести время дневки не в праздности и бездействии, а полезно и со смыслом. Мы поедем на обзорную экскурсию в город Касимов, что расположен в 90 км от Клепиков, очень любопытное местечко. Поездка продлится до 18 часов.

В 20-00 28 апреля в Ольгино начнутся вечерние гуляния и тьанцы с саблями по поводу проводов "Руси Дремучей" и встрече "Белогорья".

27 апреля, 19:49

Пополнена фотогалерея пробега. Доступны кадры вплоть до сегодняшнего ходового дня по Мещере!

В то время, как мы лили фотографии на сайт за столиком кафе в Спас-Клепиках, пять машин, а именно: Pajero; Discovery III; Navara; L200 и TLC80 с огромным трудом пробились сквозь тяжелейший и сильно залитый водой участок Пустоша - Тихоново и сию минуту держат совет, идти ли на Мокрое или навернуть крюк по асфальту и прибыть в Клепики с тыла... Пока не финишировал ни кто! Достойное завершение для этапа "Русь Дремучая", правильное и настоящее :)

28 апреля, 11:30

В России можно получить по роже даже при попытке снять загородную базу отдыха! Вчера вечером, прибыв на точку дневки, базу Ольгино, нас встретил портье по имени Саид, и вместо приветствия засветил Андрею Саакяну кулаком в лицо... Степень его опьянения была на грани жизни и смерти! Надо ли говорить, что от услуг вроде бы проверенной базы мы отказались. В спешном режиме лагерь пробега Волок переселился на базу Макарово, где нас отлично встретили и лицо не били.

База Макарово: N 55 04 695 / E040 11 909. Дневка до 9:00 29 апреля будет проведена здесь, просим прощения за столь позднее сообщение.

Вчерашний день был очень тяжелым, участники вновь вернулись в районе полуночи, все смертельно уставшие, а техника весьма потрепанная бездорожьем и перебегающими дорогу деревьями. Мало того, несоблюдение элементарной осторожности привело к небольшому ДТП с элементами членовредительства. Призываем участников к соблюдению элементарных правил безопасности!

29 апреля, 10:44

Еще одна дневка позади. Начался этап "Белогорье". Вчера целый день "бывалые" участники латали пробоины и бреши в обшивке своих четырехколесных суденышек чтобы сегодня отправиться в дальнейшее плавание по водам Мещеры. Прибывшие же "новички" и уцелевшие ветераны во главе с оргмобилем совершили легкую экскурсию в город Касимов в вечернее время, на закате. Наши старые знакомые краеведы Анатолий и Фаина Игнатьевы, авторы книг по истории края и исторических романов, провели небольшую экскурсию по знаковым объектам города, съездили к древней мечети, мавзолеям и так далее... Наследие Касимовского ханстава сильно выделяет город среди всех других и делает его предельно непохожим на среднестатистический облик русского города средней полосы Руси.

Вчера к нашему пробегу присоеденилось шесть машин, а одна выбыла. Участники пробега тронулись в сторону города Ряжск, и им предстоит далеко не самый простой участок с бродами. В Спасск-Рязанском мы покидаем Мещеру Паустовского а вместе с ней и лесную зону, вступая в лесостепь. Кстати говоря, позавчера, в течении одного дня на нашем пути распустились листья, и из ранней, серой весны окрестностей Петушков мы выехали в зеленую, первомайскую весну Спас-Клепиков. В Касимове же во всю цветет черемуха и никакой архангелогородский насморк несможет стать преградой ароматной атаке. Весна идет, весне дорогу...

30 апреля, 16:44

Вчерашний первый день этапа "Белогорье" с огромным бродом оказался роковым для двух только что прибывших участников. От воды пострадали электрика Niva Chevrolet и автоматическая коробка передач Jeep Grand Cherokee. Так же, к вечеру выяснились очередные технические проблемы у Land Rover Discivery III, был обнаружен шум насоса кондиционера у Nissan Patrol, Disco I погнул рулевую тягу, да и организаторская Mazda BT-50 сегодня утром начала движение явно пропуская зажигание в одном из цилиндров... а у Toyota Land Cruiser и УАЗ лебедки приказали долго жить.

Усталость техники "ветеранов" и "необстреленность" только присоединившихся привела к существенным брешам в наших рядах. Сегодня четыре машины из колонны распределились по разным окрестным городам в поисках сервиса, а Jeep Grand Cherokee объявил о техническом сходе.

Тем временем, к 15 часам дня уцелевшие участники Волока подтянулись в Красный Холм на Куликовом поле, и под зорким наблюдением сотрудников ТВ-Центр Тула и ГТРК Тула отправились высаживать Зеленую Дубраву. В сегодняшнем местном телеэфире должны выйти заметки о нашем пробеге. Эта акция организована заместителем директора музея-заповедника "Куликово поле" Сергеем Анашиным, который на Ford Ranger отправляется дальше на юг в рядах участников Волока.

А тем временем, не смотря на первое ухудшение благоволившей нам до сих пор погоды, наступило настоящее лето. На солнце вчера было очень жарко, трава и листья уже образуют сплошной зеленый покров, а ландшафты уже во всю стремяться к степным...

Вечер на реке Красивая Меча близ Троекурово запомнился подъездом. Пробраться к лагерю по предложенному маршруту вдоль изрезанного берега реки с крутым подъемом по каменистому каньону решились не многие, уж больно были велики крены и страхи. Однако, не обошлось и без героев, например самарцы запрыгнули на уступ с первой попытки, чем вызвали всеобщий восторг, от Niva Chevrolet никто не ожидал такой прыти.

Ночью вернулись с ремонтов "утопленник" Niva Chevrolet, УАЗ Контстантинова обзавелся в Липецке у братьев по разуму новым лебедочным блоком саленоидов, а Patrol претерпел ремонт генератора и кондиционера... В итоге, к утру все были в сборе.

01 мая, 21:29

Мы уже в Белогорье, в Костамарово, лагерь на высоком мысу с видом на монастырь. Сегодня до трассы Воронеж-Курск было обширное ориентирование с массой навигационных точек, а перегон до Костомарово уже шел по асфальту для экономии времени. Завтра дневка, и мы вступаем в четвертый этап, "Цветущая пустыня".

03 мая, 14:36

Кафе "Тополек" между Грачевым и Каргинской. Не удивляйтесь, но оргмобиль унесся во время вчерашней дневки на день вперед. Как мы и писали в новостях и анонсах, последние два этапа небыли прописаны так подробно как первые три, и мы планировали вести участников колонной. Однако по ходу пробега стало очевидно, что избранный нами формат GPS-ориентирования очень удобен и по душе участникам. Чтобы сохранить отлаженный темп, бригада организаторов разделилась, и Алексей Мочалов упылил вперед на прописку маршрута, а Андрей Саакян теперь управляет пробегом. Пока работа "с колес" удается, сегодня пробег отправился по свежеиспеченной легенде, переданной через интернет. Импровизация и только:)

Вчера же, во время дневки в Костомарово, участники пробега ездили в Дивногорье под предводительством экипажа Land Rover Discovery III. Они только присоединились к пробегу после очередного посещения сервиса (износ тормозных колодок), и пользуясь свободным временем разведали все окрестности.

В самом селе Костомарово мы покупали овощи, зелень и молоко у местной жительницы Раисы Архиповны. Семидесятилетняя бабушка ведет огромное хозяйство, и наши запасы пополнились отличным провиантом, что вкупе с добытым Сергеем Калининым мясом молодого бычка дало возможность заготовить три чана наваристого супа. А в это время...

...оргмобиль уже давно пылил в сторону канадской границы... попутно была найдена водяная мельница, Белогорский монастырь, и пройдено три сотни километров дорог и дорожек лесного и полевого значения.

05 мая, 08:24

Вчера участники совершили экспресс-перегон от станицы Казанской до столицы Калмыкии города Элисты. Первая часть пробега - ориентирование по лесостепным дорогам, стало испытанием для стабильных звезд Волока, дуэта УАЗа и Patrol. Преграждавший им путь овраг с водой они решили штуровать в лоб... Итог - 4 часа вытаскивания машин из развезенного чернозема.

Утром, на подъездах к Казанской, пробил блок цилиндров экипаж на Niva Chevrolet, машина была эвакуирована до Богучара организаторами, и к этому моменту ребята уже в Москве.

Сегодняшний день обещает быть очень необычным на фоне всего что было последние дни, надеемся что вчерашний асфальтовый перегон вполне компенсируется престоящими дорогами. В первую очередь мы предлагаем три точки в городе Элиста, связанные с буддизмом. Как известно, республика Калмыкия не только самая безлесная (96% территории - степи и полупустыни), но и единственное в Европе административное образование, официальной религией которого является буддизм.

Нам предстоит пройти вдоль границы заповедника "Черные земли", помимо полупустынных ландшафтов, есть возможность как на джип-сафари увидеть множество зверья. Оргмобилю вчера при предварительной прокатке удалось лицезреть лис, зайцев, журавлей, цапель, орлов, сайгаков, и лошадей в вольном выпасе... Для одного дня это очень не мало.

Часть пути проложено напрямую через пески на точку, тем самым есть возможность прочувствовать "дикое" движение по полупустыне совсем не похожей на египетскую Сахару. Под буйством зелени, и цветов лежит обыкновенный песок, и с наступлением лета весь этот ковер превратиться в выжженую пустыню...

06 мая, 08:45

Вчерашний пустынный маршрут всем опрошенным категорически понравился, народ гонял сайгаков, и наблюдал множество разных птиц и зверей. Зажег, традиционно, УАЗ Жени Константинова, у которого сорвало подушки крепления двигателя, и он на пару с Patrol Александра Горшкова потеряли день на реанимацию конека...

Участников приютила рыбацкая база под Лаганью на одном из многочисленных ериков. Самое запоминающееся в этом - вид местных моторных лодок, полностью зашитых железом и напоминающих инкассаторские машины. Толи катание по тростнику вынуждает укрепляться, толи браконьерские издержки производства...

12 мая, 12:33

Нда... Пауза в дневнике затянулась до возвращения на базу. Виной тому был режим, в котором прописывались последние дни пробега, когда оргмобиль шел в полной автономности для обеспечения дальнейшего передвижения экспедиции в привычном формате. Подробности пропущенных дней, думаю, будут отражены в периодических изданиях, а мне лишь остается констатировать факт успешного финиша проекта в городе Тамань. Все это трехнедельное беснование завершилось 9 мая, в 23:50...

Говорить красиво и длинно не получается, видимо сказывается интоксикация впечатлениями и красивыми картинками, однако слудует признать, что проект "Волок" можно смело выводить из под грифа "пилотный", дитятетко выжило, выросло и набило нужное количество шишек для взрослой жизни.

Участникам Волока бригада организаторов выражает глубочайшую благодарность за стойкость, радушие, дружбу, шутки, ужины, фотки, взаимопомощь, беспрецендентный позитив, волю к Тамани, и полную самоотдачу. С такими людьми можно и в бой и в разведку, но лучше путешествовать:)

P.S. Если Вам есть что сказать по следам нашего пробега, просьба не молчать, а поделиться своими мыслями в почту info@all-road.ru или на форум. Если же Вы пишите в "родных" конференциях, живых журналах, личных страницах, фотосайтах и тому подобных открытых источниках, не забывайте делиться ссылками!